Однажды, будучи в глубоком совковом детстве, определенном в пододеяльном чтении Бальзака, Мопассана и Бунина, в годков эдак в 16 (шешнадцать!!!)) я случайно оказался в Москве. Меня , ветренного и легкого, подхватила фиг знает сколько юродного племянничка, тётушка (старая московская художница и тусовщица) и затащила на полуподпольную выставку русских сюрреалистов - Группа двадцати!, Всех двадцати не помню, но переварот в душе моей произвел Вячкслав Правоторов. Три картины:
1. Портрет его дочери - темные тона, тщательно выпесанные мазки, тонкое аристократичное лицо.
2. Морская буря!!! Видел в "живую" Айвазовского, но эта картина оставляет ощущение, что сейчас море выплекнестся из рамы (когда я в первый раз видел эти картины, ничего крепче Мальборо не курил!)
3. Чувачек едет на велике по нежному треннему лугу, собрав букетик и перед ним, в нежной туманной дымке, является Христос...
А где здесь обещанные шизики!?
Душевнобольное искусство...(???)
Сообщений 21 страница 40 из 69
Поделиться212010-12-18 00:18:04
Поделиться222010-12-18 00:39:59
Ни что так не смущает, как возможность выбора - дар ли это бога. соблазн ли это проклятого!!! Кому нужна эта свобода!!!
Я грешу против истины, конечно. Вот моя дочь ставит акценты просто - безгрешная душа!
в праве ли мы судить тех, кого считаем сумашедшими?
Поделиться232010-12-19 23:33:17
А как Вам нравится Улицкая? К примеру "Медея и её дети?!
Спасибо я прочту...!
Поделиться242010-12-19 23:41:12
Если сравнивать их картины и и творчество "шизиков" - так уж и много ли разницы? Но Дали - это "брэнд", а бедного жизика "добрые"доктуры уже обхреначили аминазином точки на четыре с фиксацией!!!
Semper idem бывают и ДОБРЫЕ ДОКТОРА...и просто люди...
Художественные способности не зависят от признания болезни…
Арт-брют или ИСКУССТВО ПОСТОРОННИХ... не хорошее не плохое…ОНО ДРУГОЕ!
Искусство рождается там… где его не ждёшь…(С)
Согласитесь психиатрическая лечебница…одно из самых подходящих мест…
Отредактировано чУднАя (2010-12-19 23:46:22)
Поделиться252010-12-19 23:50:28
в праве ли мы судить тех, кого считаем сумашедшими?
...(???)
Ешё немного об Арт-брю.......как РАВНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ...быть признанными…без оглядки на диагноз…
Другой вопрос достойны ли современные галереи нацеленные на коммерческий успех…работ художников…которые ничего не делают под заказ…(???)
Рисуя только то…о чем говорит…(быть может просто израненная) ДУША…
Поделиться262010-12-20 00:04:20
в праве ли мы судить тех, кого считаем сумашедшими?
Разговор о безумии и др.паталогиях может быть долгим..................и лично для меня интересным.
Я не теряю надежды...когда-нибудь всё таки стать студенткой Питерского Восточно-Европейского инст. психологии......для получения образования и специальности уже для ДУШИ.......с возможностью дальнейшей практики.
Но не раньше того времени...когда материально будут закрыты определённые потребности...уВы...
Поделиться272010-12-20 00:07:05
Честно скажу, Вашу цитату до конца так и не осилил - завидую тем, кто может её читать
А можно я о своих ассоциациях завтра поведую...?
Мне кажецца я уже сплю.......
ВСЕМ ДОБРЫХ СНОВ!!!
Поделиться282010-12-20 00:47:48
Вот искусство для душевнобольных http://www.masktherapy.ru/index.php
Поделиться292010-12-20 19:19:04
Честно скажу, Вашу цитату до конца так и не осилил
По поводу:
«Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Я обратила внимание на даты:"В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом." (С)......... у меня отозвалось в увязке с одним из любимых сериалов "Доктор Живаго"...почему не знаю...но так легло...не в разрезе личной истории врача-интеллигента...а именно на фоне ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ того периода...со всеми вытекающими...революция...расстрел царской семьи.........ОБНУЛЕНИЕ...НАЧАЛО КОНЦА................в котором мы с Вами и проживаем......
Как то так наверное...
Толстая воткнула пример с КВАДРАТОМ на фоне искусства...
У меня отозвалось на фоне истории...
Поделиться302010-12-20 19:26:46
А где здесь обещанные шизики!?
Знакомьтесь Луис Маркуссен датский художник и его работы, проведший 56 лет в психиатрической больнице в Рисскове (Risskov, Дания) и скончавшийся в ней же в 1985 году в возрасте 91 года.
Поделиться312010-12-20 19:32:29
А вот галерея...
http://www.soycuba.co.uk/category/gallery
На случай если Вы решите што-то приобрести...........
Например Lovers in Blue
Jose Fuster
Цена вопроса £2,500...почему бы и нет...
Отредактировано чУднАя (2010-12-20 19:33:21)
Поделиться322010-12-21 15:24:18
Ни что так не смущает, как возможность выбора - дар ли это бога. соблазн ли это проклятого!!! Кому нужна эта свобода!!!
Я грешу против истины, конечно. Вот моя дочь ставит акценты просто - безгрешная душа!
в праве ли мы судить тех, кого считаем сумашедшими?
Художник Микалоюс Чюрленис мистически притягателен и абсолютно уникален. Феномен его работ - в непостижимом видении пространства: он знал, где живут мечты, и когда улыбаются ангелы. Вселенная поделилась с ним своими тайнами, а он приоткрыл их суть нам....(С)
Всю свою жизнь София Чюрленис (а прожила она 73 года) посвятила тому, чтобы имя ее мужа не было забыто. «Да, Чюрленис скончался в психиатрической лечебнице, – сказала София на открытии персональной выставки картин Чюрлениса. – Но тем не менее он доказал, что большая часть того, что мы называем психиатрическим заболеванием, есть лишь более тонкая форма восприятия окружающего, и что именно такие эмоции станут нормальными в жизни человечества на следующей ступени его развития». Если не верите, просто вглядитесь в его работы…(С)
Очень гармоничный каст!
И музыка...
Отредактировано чУднАя (2010-12-21 15:27:42)
Поделиться332010-12-21 20:06:31
картина и в самом деле пугающая...
Какой Вы.. однако... впечатлительный)) [взломанный сайт]
Боюсь показаться чрезмерно впечатлительным
Поздно уже)) портрет составлен)))))))) даже НЕ знаю, что может спасти положение))) [взломанный сайт]
Толстую не люблю.
Да я и сама не большая поклонница её) так.. попадается иной раз что-то...) Я не люблю просто таких женщин... язвительных...) [взломанный сайт]
А как Вам нравится Улицкая? К примеру "Медея и её дети?!
Улицкую люблю... но больше её "Казус Кукоцкого", например)... Мне ближе такие...ммм.. романы -саги.. что ли)) [взломанный сайт] Уже.. вроде бы писала по этому поводу) Рассказы её люблю) Например, "Сонечка"... ассоциации с "Душечкой"... Чехова) Не находите?) [взломанный сайт]
Почему никому не кажется безумным творчество Пикассо или Дали.
Я в принципе не склонна ставить диагнозы... Просто тему лень было новую начинать) [взломанный сайт]
Поделиться342010-12-21 20:17:08
Толстая ... "Русский мир"...
(Статья, написанная для газеты «Гардиан», заказавшей писателям из разных стран серию статей на тему национализма, национального самосознания и т. д.)
Если бы мне пообещали, что я всю жизнь буду жить только в России и общаться только с русскими, я бы, наверное, повесилась.
И дело не в том, что русские мне не нравятся или неинтересны – напротив. Ничего интереснее, парадоксальнее и противоречивее, чем русские люди, я не знаю. Россия – это большой сумасшедший дом, где на двери висит большой амбарный замок, зато стены нету; где потолки низкие, зато вместо пола – бездна под ногами; где врачи утратили разум, а пациенты по-своему очень хорошо соображают, что к чему, но притворяются ненормальными, и не потому, что хотят угодить врачам, а просто потому, что так интереснее, удобнее и волшебнее; где кошмары и ночные фантазии материализуются до полной осязаемости, а простые, подручные, необходимые предметы при ближайшем рассмотрении оказываются иллюзорными и бесплотными: протянешь руку – туман! Бродить по этому дому, рассчитывая свой маршрут и надеясь выйти к запланированному месту, невозможно: логики в русской вселенной нет, двери открываются не ключом, а заклинанием, лестницы нарисованы, схемы лабиринтов меняются без предупреждения. Лучшим путеводителем по России был бы «бедекер», проиллюстрированный Морисом Эшером, с указаниями направлений, составленным Кафкой, Беккетом и Ионеско.
Когда русские врут, воруют и обманывают (тут мы лидеры, и первенства никому не уступим, и не потому, что врем и воруем больше других народов, а потому, что делаем это даже без пользы для самих себя, а порой и во вред, ради чистого искусства) – то это не потому, что мы грешны, а потому, что дихотомия между добром и злом, правдой и ложью, светом и тьмой, правым и левым для нас объективно не существует. Единственный абсолют – релятивизм, единственная константа – хаос. Каждый сам устанавливает правила игры, меняя их на ходу по собственной прихоти, а так как этим занимаются решительно все, то в результате совместных усилий образуется даже некоторая гармония, и сквозь клубящийся туман проступают причудливые формулы и модули хаоса, броуновского движения капризных частиц. И не надо спрашивать, каковы эти формулы: они широко известны и возвещены давным-давно, так что желающие могут с ними ознакомиться, – вся русская литература, весь фольклор и вся история к вашим услугам. Но боже упаси подходить к ним, вооружившись ясным светом логики и разума: это все равно, что есть желе вязальной спицей. Расслабьтесь, распуститесь, впадите в дневные грезы, в мечтательное состояние; выбросьте часы, очки, шнурки ботинок, ремень и подтяжки; повернитесь спиной к изучаемому предмету и встаньте на голову. Зажмурьтесь. Слышите звон в голове?… Вы уже на пути в Русский Мир. Скоро вы начнете понимать, а вернее, прозревать, проницать, чувствовать. Очень быстро вы потеряете ориентировку в пространстве: вам станет все равно, куда идти, ибо, во-первых, пункта назначения не существует, а во-вторых, раз его не существует, то можно отправиться в любом направлении: результат ведь будет тот же. Недаром же в одной русской сказке герой заводит дружбу с неким невидимым существом, выполняющим пожелания героя, стоит лишь только попросить: «Поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». Невидимый помогает, все получается, но слушатели сказки так и не узнают, куда надо было идти и что принести. Не все ли равно? И вы поймете, почему русское суеверие запрещает задавать вопрос: «Куда идешь?», на вас могут рассердиться, раздраженно ответить: «На кудыкину гору!», на вас могут пожаловаться: «Он меня закудыкивает!», в русском представлении курица бормочет: «Ку-уда? Ку-да?» и это называется «кудахтать», а в лесу, по народным поверьям, живет ДИКИЙ КУР (петух), который, кудахча, «отводит глаза» путнику, так что тот теряет уже последние проблески понимания, теряет голову и приходит в себя лишь в глухом и чужом месте, откуда нет пути домой.
Кроме того, вы потеряете ориентировку во времени, так как над Россией зависло время мифологическое, застывшее, такое, в котором все события совершаются одновременно, а потому их последовательность устанавливается произвольно – по вашему капризу. Недавно кто-то остроумно заметил, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым. Это очень верно, и это очень удобно: каждый придумывает собственное прошлое, собственную историю этого сумасшедшего дома, и один рассказ ничуть не лучше и не правильнее другого, прошлых столько, сколько вы хотите. Это ли не высшая свобода, это ли не высшее равенство?… И это ли не лучшая почва для возникновения литературы?…
И поскольку двигаться некуда и незачем, а время не имеет протяженности и направленности, то претензии к России (дескать, завоевала полмира, покорила и угнетала бесчисленные народы, повинна в экономической стагнации, развалила культуры подвластных племен да и свою собственную) с русской точки зрения беспочвенны, ибо относительны. Какие могут быть претензии, вам же Эйнштейн все объяснил! Это с вашей точки зрения, с точки зрения стороннего наблюдателя, Россия расползлась от океана до океана, ибо вы со своей прямолинейной западной логикой верите в стороны света, в розу ветров, в атмосферное давление, в мили и километры. А с русской точки зрения мы находимся ТУТ. Отойдем на тысячу миль – и опять будем ТУТ. Мы не верим в арифметику. Где мы – там и ТУТ. Так не все ли равно, где?… Бессмысленно говорить и о стагнации, ибо мы живем СЕЙЧАС, а стагнация – это процесс, а процессов мы не понимаем. Бессмысленно говорить и о разрушениях, например, об уничтожении какого-нибудь красивого храма. ВЧЕРА он был, – СЕГОДНЯ нет. Но ведь можно и наоборот: СЕГОДНЯ нет, но был ВЧЕРА. А ПОЗАВЧЕРА опять не был. Стало быть, ПОЗАВЧЕРА ничем не отличается от СЕГОДНЯ, а ВЧЕРА – это капризный всплеск волны, булькнула и нет. Может быть, опять булькнет. «Может быть» («авось») – любимое русское слово, ни да, ни нет, ни направо, ни налево, ни вперед, ни назад.
Во всем мире два раза в год переводят часы, меняя летнее время на зимнее. Экономится электричество, да и как-то приятнее и естественнее спать в темноте, а гулять под лучами солнца. В России тоже балуются со стрелками часов, но не из соображений экономии или комфорта, а… просто так. Однажды, еще при Сталине, ЗАБЫЛИ перевести стрелки на час в нужный момент, а когда вспомнили, то побоялись сказать Сталину. Он не заметил, так и жили – до этого года. Хотя Сталин умер 40 лет назад и бояться было уже некого. 250 миллионов населения, из них 150 миллионов русских – и всем все равно. Зато слова, названия, обозначения, термины, имена для русских страшно важны. Скажем, несколько лет назад, при Брежневе, метеорологи предложили обозначать давление атмосферы не в миллиметрах ртутного столба, а в гектопаскалях – так, дескать, удобнее, нагляднее, метричнее. Что тут началось! Всенародному возмущению не было предела. Истерические старики, ссылаясь на свои военные и партийные заслуги, задавали тон. От слова «гектопаскаль», писали они в газеты и в правительственные органы, у них поднимается кровяное давление, темнеет в глазах и замирает сердцебиение. При старой системе измерения они чувствовали себя лучше: посмотрят на цифры и уже знают, какова погода, откуда подует ветер, есть ли пятна на солнце и надо ли принимать лекарство; при новой наступает испуг, головокружение, возможен летальный исход. Вернуть миллиметры! – Вернули. Это был единственный случай на моей памяти, когда граждане приняли что-то близко к сердцу, а правительство выслушало их и отреагировало.
Историческая наука точно не знает, откуда взялись славяне, а тем более русские. Где они были и что делали до шестого века? Почему в Европе, исхоженной вдоль и поперек торговцами, воинами, любопытствующими путешественниками, никто не встретил славян? Словно бы они, околдованные диким куром, плутали в глухой чаще, пока остальные народы возводили каменные и мраморные дворцы, плыли на кораблях, замуровывали своих мертвецов в тайниках пирамид, вычисляли ход звезд и луны, вышивали цветы и птиц на тонких покрывалах, вычисляли земную окружность, изобретали порох, бумагу, стекло, деньги, бани, вино, алфавиты! Тысячи лет прошли с тех пор, как Гильгамеш выплакал все слезы оттого, что змея съела цветок бессмертия, с тех пор, как Одиссей, пыльный и загорелый, вернулся в свой дом, с тех пор, как безымянный египтянин пообещал, что слово поэта будет долговечнее пирамид, с тех пор, как Бог отвел руку Авраама, занесенную над ребенком; великие царства вознеслись и рухнули, Спаситель пришел, умер, воскрес, пообещал вернуться и сильно подзадержался; сожгли Александрийскую библиотеку, и песок заметал былые сады и площади старого мира; в это время дикий кур сжалился и отпустил славян. Пошатываясь, вышли они из тьмы на свет, словно оглушенные лесным приключением. Как у того, кто все проспал и проснулся лишь к вечеру, все валилось у них из рук, в голове мелькали смутные обрывки сновидений. Зевали, никуда не спешили, медленно трезвели, озирались. Обед истории был съеден, посуда побита, в объедках торчали окурки. О чем-то перешептывались, но так невнятно, что теперь и не расслышать. Потом – вдруг – киевляне призвали варягов на царство. Призвали или же те пришли сами – неизвестно, да и неважно. Варяжские владения стали называться Русь, началась русская история, и что в ней от славян, что от викингов – различить стало трудно.
Не странно ли: викинги сами по себе, воинственные и энергичные, завоевывали Европу, быстро передвигались, грабили, резали и однажды даже открыли Америку; славяне сами по себе тоже что-то там вышивали, варили, пели, разводили пчел, доили коров и сеяли хлеб; воссоединившись же, превратившись в русских, этот новый народ впал в странную летаргию и задумчивость, в поэтическую мечтательность. Герой русской сказки, крестьянин Емеля – славянин, – лежит на печи, ничего не делает, а всю работу за него выполняет волшебная щука. Герой русского эпоса, Илья Муромец, витязь («викинг») тоже лежит на печи тридцать лет и три года, скованный странным параличом, непонятной слабостью, пока проходящие мимо странники не наделяют его силой. Да и другие крестьянские герои, – скажем, Иван-дурак, – тоже не слезают с печи, да и другие витязи бродят по русскому миру кругами, размышляя, с кем бы померяться силой.
Почему они все время лежат? Так ли уж холодно? Но разве на родине викингов, в Скандинавии, не холоднее? Почему они разъезжают на конях, беседуя с ними и выслушивая конские советы: неужели сами не знают, что делать, куда ехать? И почему русские песни такие долгие, протяжные, со слезой и тоской?
Спросите русских, и они с непонятной гордостью самоуничижения ответят, что всему виной татаро-монголы. Не верю. Недавно отметили 600-летие освобождения от татарского ига. За это время можно было и позабыть былое угнетение и унижение. Но, конечно, если времени нет, не существует, тогда – да: за воротами твоего дома вечно бьет копытом монгольская конница и небо потемнело от стрел; вечно горит Москва, подожженная к приходу Наполеона, в ушах звенит от набата Новгородского колокола, а под Полтавой разбили лагерь шведы.
Русские сами не понимают, что с ними происходит, почему, «что делать», «кто виноват» и «когда придет настоящий день», – так называемые «проклятые» вопросы. Русские писатели без конца занимаются этими вопросами, причем великая литература вопросы задает, а обычная, мелкая – отвечает, и всегда невпопад.
Русские почему-то полагают, что они – богоносный народ, что Бог возлюбил их и отметил, а свою постоянную несчастность одни объясняют ниспосланным испытанием, избранностью, Голгофскими муками и страшно гордятся, что удостоены своей доли страданий, другие же ропщут и вопрошают Бога, чем они его прогневили и в чем согрешили. Но и русский Бог тоже печальный, раздраженный, бессильный, безответный, словно и у него тоже тяжело на сердце, словно он и не воскресал, словно Голгофа – завтра, с утра, и послезавтра, и каждый день, – ведь он тоже пребывает в вечности, где время не движется никуда.
А грех на русских по крайней мере один: русские не любят ближнего своего. И это взаимное неудовольствие, недружелюбие, разобщенность и, часто, откровенное злорадство есть, конечно, один из тягчайших грехов. Что тому причиной: оттого ли не любят ближнего, что несчастны, или несчастны оттого, что не любят, – не знаю. Русским как будто все время грустно, тянет куда-то вдаль, в чужие края, а сдвинуться не могут. «Скучно», «Тоска», «Чем бы заняться?» – постоянный мотив жизни и литературы. Почему чеховские три сестры повторяют: «В Москву, в Москву!», а сами не едут? Что им мешает? А кто мешает Обломову встать, спустить ноги с дивана, написать письмо, выйти из дома, что-нибудь сделать?
А когда, время от времени, в русских что-то просыпается, то ли варяжская, то ли татарская, то ли какая иная степная кровь, движение, порыв, то они агрессивно, бессмысленно бросаются отнимать, завоевывать, покорять, разорять, грабить, – чтобы после, когда порыв пройдет и затихнет, растерянно озираться на завоеванной, испорченной территории и спрашивать себя: ну и что дальше? И зачем? И куда теперь? – и презирать те народы, что покорились, и презирать дальние страны за то, что те из блаженного сна превратились в грубую, загаженную реальность. И не потому ли русские любят дальние походы – военные или же просто туристические, что дорога, ее протяженность, ее нескончаемость дает душе убаюкивающее, ложное ощущение дела, которое будто бы делается, придает ложную осмысленность цели, которую якобы надо достичь, а смена пейзажей, цветных картинок даже возбуждает иллюзию, будто время течет.
Порой русский человек напоминает мне пьяного, спящего в кинотеатре: в отравленные уши сквозь глухой и мерный звук биения собственной крови просачиваются звуки иной, совершающейся вовне жизни: кричат, целуются, стреляют, вот какая-то погоня, а вот шум моря или скрип двери, а вот строят города, спорят, вот музыка… Тени теней проходят, колеблясь, под набрякшими, тяжелыми веками, черные по красному; это кони, а кажется, что пожар, это деревья, а мерещится, будто войско; дико вскрикнув, вскакивает и озирается пьяница, буйство, страх и смутные желания проносятся, нерасчлененные, в его мозгу; он с размаху ударяет соседа, крушит стулья, прет куда-то по проходу, плохо понимая, где он и что происходит, и сваливается, тяжелой кучей, где попало, как попало, придавив не успевших увернуться, и вновь засыпает, страшный, непонятный, со свистом дышащий, бессмысленный, не злой, но смертельный.
Среди этого инертного, потерянного народа есть и немало живых, веселых, любопытствующих и бескорыстно влюбчивых людей, часто тоже бессмысленно глупых, но иногда необычайно сообразительных, ловких, доброжелательно деятельных. Их главная страсть – тоже дальние края, чужие города, экзотические языки и чужеземные привычки. Эти люди – русское спасение и оправдание. Не зная устали, они ездят, говорят, кидаются вдаль, перенимают манеры, культуры, книги, привычки и приемы. Они читают, внемлют, восхищаются, обожают, они готовы все отдать, сами того не заметив, и уйти богаче, чем были, они, как дети, кидаются в любую новую игру, ловко обучаясь и быстро приметив, как улучшить и приспособить ее, чтобы было еще веселее; они строят, пишут, сочиняют, торгуют, смеются, лечат. Это – легкие русские, в отличие от русских тяжелых. Это они влюблялись безответно, то в немцев и голландцев при Петре, то во французов при Екатерине Великой – и на полтораста лет, то в англичан, скандинавов, итальянцев, испанцев, американцев, евреев, индусов, эскимосов, эфиопов, греков. Влюблялись, перенимали что могли, выучивали чужие культуры и языки, перетаскивали к себе иноземные слова, дома и литературу – и те каким-то образом становились отчетливо русскими; обернувшись в прошлое, обернувшись на тяжелых своих собратьев, они словно бы восприняли их как иностранцев и сразу бросились их любить, изучать, пытаться помочь, научить и переучить, вылечить и развеселить, без большого, впрочем, успеха.
«Тяжелые русские», увы, сделали свое дело, создали образ русского медведя, отпугнули всех кого могли, и теперь все бегут от них во все стороны. «Легкие русские», не понимая, за что, почему, растерянно окликают убегающих: куда же вы? постойте, мы вас любим! «Империалисты проклятые!» – огрызаются народы на бегу. И любви не хотят. Недаром была у нас популярна шутка: «Кто такой: без штанов, вооружен до зубов и всех любит?» – Ответ: «Русский». В этой шутке все правильно подмечено, и все очень печально.
Для меня русский национализм, национал-патриотизм ужасен, и не только по той очевидной причине, что он смертельно и безошибочно пахнет фашизмом, но главным образом потому, что его идея и цель – замкнуть русский мир на самого себя, заткнуть все щели, дыры и поры, все форточки, из которых сквозит веселым ветром чужих культур, и оставить русских наедине друг с другом. Это не тот национализм, когда собрата по языку или крови предпочитают чужаку, а тот, когда хотят покрепче запереть двери и избивать соседей и родню, объявляя их чужаками. В «чисто русской» среде можно задохнуться, сойти с ума от клаустрофобии, бессмысленно, впустую растратить все порывы и дарования, доставшиеся тебе от природы. В среде смешанной, открытой, постоянно обновляющейся, можно и жить, и осмысленно двигаться, и думать, и работать, оставаясь – естественно – русским, но не погружаясь в дурманящую спячку.
Трагичность положения русских людей, которые думают и чувствуют похожим образом, – а нас довольно много, – в том, что от наших мнений и эмоций почти ничего не зависит: мы вольны думать все, что нам заблагорассудится, но жизнь разламывает наше общество, нашу страну, нашу историю и наше будущее совсем не по тем линиям, как нам бы хотелось. Естественное чувство любви к родине нынче узурпировано и испачкано зоологическими шовинистами; столь же естественные чувства симпатии и интереса к нерусским нациям осуждаются этими самыми нациями как «империалистические поползновения». Термин «русские» применяется в соответствии с двойным и тройным стандартом: не только нет общего согласия в том, каково наполнение этого термина, но и само пользование им все чаще воспринимается с подозрением и осуждением. Затруднена самоидентификация: язык, этнос, территория и история, – все оспорено и подвергнуто сомнению. Короче, сейчас такое время, когда попытка самоопределиться в этом хаосе делается каждым индивидуально, причем каков бы ни был результат этого самоопределения для каждого отдельного человека, он непременно будет подвергнут уничижительному осмеянию, осуждению или попросту будет отвергнут как незаконный не только твоим противником, но, может быть, и другом.
Когда очень уважаемый мною человек спросил меня, как я определяю свое место в этом сумасшедшем русском доме, я ответила ему, что считаю себя патриотом без национализма и – одновременно – космополитом без империализма. «Вот потому-то, – заметил он, – все вы, русские, одновременно и шовинисты, и империалисты…»
Печально. Он не понимает меня, я – его. А поймет ли меня кто-нибудь, если я скажу, что если бы мне пообещали, что я никогда не вернусь в Россию и не встречусь ни с одним русским, то я бы, наверное, повесилась?
Поделиться352010-12-21 20:27:28
Очень гармоничный каст!
И музыка...
Да.. мне тоже понравился) [взломанный сайт]
Поделиться362010-12-23 12:15:53
Толстая ... "Русский мир"...
Толстая - типичный образ русского интеллегента. Слово "интеллегент" всегда вызывало у меня недоумение. Скажем, есть социальная группа людей. занимающихся интеллектуальным трудом, ученые, врачи. учителя, инженеры, писатели. философы, журналисты и так далее... И вдруг в их "стройных рядах" возникает кагорта "избранных", этакие "ум, честь и совесть эпохи". Всё бы ничего, если бы не их дурная превычка ставить себя в оппозицию к собственному народу, собственной стране. При этом большая их часть умудряется нежно лизать задницу власть имущим (кушать то что то надо). Выше преведенная статья Толстой крайне занятно читается, когда вспоминаешь её участие в первоканальском шоу.
С "Казуса Кукоцкого" я и начинал. Кстати, мне очень понравился фильм Грымова. Но "Медея" тоже хороша - жизнь человека, такая, какая она есть, без излишней потетики и псевдофилософский завитушек. Как, в принципе, и "Шурочка")
Большая разница, видишь ли ты оригинал картины, или её репродукцию. Это все равно что слышать музыку в концертном зале или вставить диск в вертушку. Одна моя знакомая увидев "Джаконду" в живую. была просто потрясена, хотя казалось бы, что такого в рахитичной барышне с бесцветной улыбко (я в живую не видел, потаму так и считаю). Так же и "Черный квадрат". Вызывает не очень приятный ощущения.
Поделиться372010-12-23 12:19:28
То, что человека заперли в дурдом, ещё не значит, что он сумашедший. Люди - животные в большинстве своём стадные и им очень не нравиться, если кто то отличается от общеепринятых толпой поведенческих критериев.
Поделиться382010-12-24 19:15:50
Какой Вы.. однако... впечатлительный))
Меня сегодня в плане впечатлительности переплюнули!!!
Захожу я в киоск за пачкой сигарет, перед мной стоит (слегка пошатываясь) некий господин, зашедший туда с аналогичной целью. Воиспровожу его речь дословно: "Девушка, дайте мне, пожайлуста, пачку сигарет! Только такую, где не написано. что я от них сдохну!"
Поделиться392010-12-24 19:24:20
"Девушка, дайте мне, пожайлуста, пачку сигарет! Только такую, где не написано. что я от них сдохну!"
сильно) он точно сигареты курил ДО?))) [взломанный сайт]
Поделиться402010-12-24 19:26:03
а поведаю как-нибудь.. что мои соседи... со мной на днях сделали...Тоже стресс получила... Но сейчас сил нет... с мыслями собраться) [взломанный сайт]