Армения — одно из древнейших государств мира, имеющее глубокие исторические корни и сохранившееся до наших дней.
Название известно с конца VI в. до н. э. Исторически, со времён античности и вплоть до начала XX века, Арменией называлась область, населенная армянами по крайней мере с VII в. до н. э. и простиравшаяся от Куры до верховьев Тигра, Евфрата, и озера Урмия, территорией около 358 000 кв. км. Первое сильное государство, возникшее на этом месте — Урарту.
Первое этнически армянское государство, появившееся на территории Армении — Араратское царство (конец IV в. до н. э.). В период правления Тиграна II Армения являлась сильнейшим государством Ближнего Востока. Считается, что Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии (согласно традиционной дате 301 г.). В 387 году Великая Армения подверглась разделу: основная часть отошла к Персии, меньшая — к Риму, затем Великая Армения завоёвана арабами. В конце VIII в. восстанавливается армянская государственность в виде нескольких царств и княжеств, сильнейшим из которых было Анийское царство Багратидов.
Огромную отрицательную роль для Армении имело проникновение в XI — XIII веках из Средней Азии в Закавказье и Анатолию тюркских кочевых групп, которые в большом количестве оседают на территории исторической Армении и в течении последующих веков меняют этнический состав региона. В конце XI — XIII веках в Киликии существовало армянское царство.
В XVI — XIX веках три крупнейшие империи региона ведут войны за контроль над Арменией. Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи в 1828 году даёт основания для будущего возрождения армянской государственности. Западная Армения лишилась своего коренного населения в результате геноцида 1915 года. В мае 1918 г. на территории русской Армении создана независимая Армянская республика. Однако осенью 1920 г. под давлением турок и большевиков она была разделена между Турцией и Советской Россией. В тот период Армения лишилась большой части своих территорий: Карабаха, Нахичевана, Игдира и Карса.
Армения получила независимость в результате распада СССР в 1991 году.
Образование армянского народа
Согласно древним народным сказаниям армянский народ происходит от легендарного праотца Хайка. Армяне, как и жители древних сопредельных государств, таких как Хеттская империя, Арцава и др., являются индоевропейцами. По мнению большинства специалистов, племена, говорившие на протоармянском языке, мигрировали из Балкан в Малую Азию в XII в. до н. э. По языку они относились к фрако-фригийской группе индоевропейской языковой семьи. Эта группа не имела никакого отношения к хуррито-урартским языкам, распространенным в северных районах Передней Азии в III—II тыс. до.э., и существенно отличалась от хетто-лувийских языков Малой Азии II — начала I тыс. до н. э. В результате смешения этих предков с коренными обитателями Армянского нагорья, оставшимися после падения Урарту, образовался армянский этнос[20][21]
По словам Дьяконова, Пиотровского и др., ссылаясь на большое количество сходств и заимствований из урартского языка в современном армянском языке, армянский этнос сформировался в результате смешения урартских, хето-лувийских и протоармянских (мушки) племен. Последние и принесли в регион индоевропейский язык. Рассмотрение этногенеза армянского народа вне этого контекста считается ревизионистским подходом в историографии армянского народа и критикуется большинством учёных
Первые государства на армянском нагорье
Одним из первых государственных образований на Армянском нагорье является Урарту возникшее около 860-е гг. до н. э. и павшее около 580-е гг. до н. э.. Урарту было типичным рабовладельческим государством своего времени и было разрушен мидийцами, после чего на территории Армянского нагорья длительное время политически господствовали иранцы (мидийцы, потом персы), оказавшие в культурном и в религиозном отношении решающее влияние на древних армян.
Носители индоевропейского протоармянского языка появились с запада, с территории Малой Азии, как полагают около XII в. до н. э.[26], когда в регионе происходили великие переселения народов. Первоначально они осели на западе и юго-западе исторической Армении в областях, получивших позже названия «Малая Армения» и «Софена» (Цопк), то есть к западу и северо-западу от современного г. Диярбакыр. В VII в. до н. э. там возникает небольшое армянское государство, которое у греков было известно как «Милитена» (по названию столицы), а в Библии упоминается как «Дом Тогармы»
Оно было завоевано мидийским царем Киаксаром (Увахшатра) примерно в одни годы с Урарту.
В середине VI века до н.э. создается могущественная персидская Империя Ахеменидов. В 550—549 годах персы завоевывают Мидию и на протяжении двух последующих веков являются главной политической силой не только на Армянском нагорье, но и на всём Ближнем Востоке.
Первые упоминания об армянах. Армения в Ахеменидской державе
Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522—486 гг. до н. э. (где все еще названии Армения и Урарту являются синонимами), также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.), который в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Черному морю в 401 − 400 гг. до н. э.
В «Киропедии» Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда еще мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путем и даже регулирует ее отношения с северо-западными ее соседями — халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном. Сведения Ксенофонта в некоторой степени совпадают с сообщениями Мовсеса Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии.
Тем не менее, эти данные подвергаются сомнению. Дело в том, что «Киропедия» — не историческое сочинение, а политико-дидактический роман, в котором от истории нет ничего, кроме имён нескольких персонажей. Указания Мовсеса Хоренаци также следует принимать с осторожностью, так как они построены на произвольном толковании народных песен, легенд и указаний известных Мовсесу греко-римских авторов (а о Тигране, герое Ксенофонта, Мовсес безусловно знал, хотя бы из вторых рук). Приводимые Мовсесом песни, которые он относит к «Тиграну Древнему», скорее всего посвящены Тиграну Великому. Наконец, и имена «Тигран» и «Ерванд» — не армянские, а иранские (Тигран, родственник персидского царя, упоминается например Геродотом). Все это делает предположения о существовании «царства Тиграна Древнего» крайне шаткими.
Во всяком случае, в 521 год до н.э. (год, событиям которого посвящена Бехистунская надпись Дария I) мы видим Армению уже сатрапией Ахеменидской державы, при чем сатрапией, восставшей против персов в пользу самозванного мидийского царевича, из чего явствует, что армяне считали своими законными правителями мидийцев. Автор надписи, Дарий I, впервые упоминает здесь Армению под ее нынешним именем (Армина; в вавилонском тексте — все еще Урарту). Восстание усмиряется в пяти сражениях двумя полководцами Дария (один из которых, Дадаршиш, был армянином). Согласно Геродоту, армянские земли были включены в две ахеменидские сатрапии: 13-ю и 18-ю.
Ксенофонт, отступивший в 401 г. до н. э. через Армению вместе с 10 тыс. греков после битвы при Кунаксе, упоминает сатрапа Армении Ерванда (Оронта), женатого на дочери персидского царя, и Тирибаза, гиппарха Западной Армении. Персидское владычество в Армении длилось более двух столетий (550—330 гг. до н. э.). При последних персидских царях династии Ахеменидов Армения наслаждалась миром и благоденствием. Правители империи мало интересовались внутренними армянскими делами, торговля и сельское хозяйство процветали.
Отредактировано Kianke Karamel (2009-05-20 17:17:10)